Запрет на критическое мышление в отношении одного-единственного предмета приводит к оскудению критической способности человека в других сферах мышления, и, следовательно, затрудняет применение разума в целом.
Зигмунд Фрейд





Результаты: | чел./ ед. | |
Количественные результаты: Участие в исследовании приняли Проведено и проанализировано Родителям выдано и доведено до сведения Классным руководителям выдано | 68 учащихся 320 тестовых единиц 136 отчётов с результатами диагностики 12 отчетов с рекомендациями | |
Качественные результаты: 1) Выявление способности к обобщению и абстрагированию; 2) Формирование умения выделять существенные признаки предметов; 3) Определение особенностей усвоения процессов анализа и синтеза | 4) Повышение уровня развития наглядно-образного мышления; 5) Определение уровня пространственного мышления (конструктивного мышления); 6) Определение уровня способности выносить суждения. |
Мышление – процесс отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Особенностью процесса мышления является обобщение отображаемых связей и отношений. Мысль способна к абстракции, причем человек способен к сложному абстрагированию, на основе обобщений складываются понятия. Мышление опосредованно, то есть мышление позволяет выйти за пределы непосредственного опыта. По видам (степени новизны и оригинальности) разделяют продуктивное и репродуктивное мышление.
Продуктивное – творческое мышление. Используется при решении нетривиальных задач и при
попадании человека в новые условия.
Репродуктивное – используется при решении задач известного типа и предлагает использование готовых правил и программ преобразования материала.
Мыслительная деятельность включает в себя операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и конкретизации. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений. Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. Абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других, несущественных. Конкретизация – это переход от абстракции и обобщения
к частным предметам или явлениям действительности.
Качествами мышления являются: 1. Глубина мышления – умение проникнуть в сущность, сложность процессов предметов и явлений, предвидеть дальнейшее развитие событий, находить правильные пути и
нужные решения, не прибегая к помощи других. 2. Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли и действия. 3. Гибкость – умение изменять намеченный план решения задачи в соответствии с изменяющейся обстановкой. 4. Быстрота – отражает скорость протекания мыслительных
процессов.