Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник,
если оставить его без пищи.
Паустовский К. Г.







Из всех детей, живущих на земле, нет ни одного ребенка, у которого не было бы творческого потенциала. У всех детей есть способность фантазировать, придумывать, мечтать.
Отличие детей друг от друга состоит лишь в том, что у одних способности получают дальнейшее развитие и воплощение, а у других, угасают. Развитие творческого потенциала ребенка не происходит само по себе, оно очень нуждается в помощи взрослых.
Результаты: | чел./ ед. |
Количественные результаты: Участие в исследовании приняли Проведено и проанализировано Родителям выдано и доведено до сведения Классным руководителям выдано Качественные результаты: 1) Выявление творческих способностей; 2) Формирование умения создавать мечту; 3) Определение уровня креативного мышления и воображения; | 18 учащихся 54 тестовые единицы 18 отчётов с результатами диагностики 18 отчетов с рекомендациями 4) Развитие нестандартного и образного мышления; 5) Определение уровня пространственного мышления (конструктивного мышления); 6) Раскрытие взаимосвязей обоих полушарий ГМ, воображения, мышления и речи. |
За последние десятилетия значительно снизился уровень художественно-эстетической культуры детей, подростков и молодежи, потому что большинство передач, которые транслируются по телевидению, не способствуют культурно-нравственному и художественно- эстетическому развитию. Это преимущественно образцы невысокого качества, рассчитанные на элементарные формы реализации потребностей в развитии творческого потенциала. Именно, развиваясь творчески, дети постигают многое об окружающем мире, развиваясь в эмоциональном и художественном отношении. В настоящее время обучение детей определяется не столько специальными предметными знаниями, сколько разносторонним развитием ребенка как личности, способного к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, способного применять полученные знания и умения в повседневной жизни, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире.
Образовательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие, раскрытие творческих возможностей и индивидуальности каждого обучающегося.
Творческий потенциал личности свидетельствует о возможностях дошкольников и школьников младших классов создавать новое, оригинальное. Наряду с этим, неправильным будет ограничить творческий потенциал лишь способностью к созданию нового. Данная способность существует во взаимодействии с мотивами, знаниями, умениями, способностями личности, благодаря которым создается творческий продукт, отличающийся новизной, неповторимостью. Творческий потенциал и способность к созданию нового предполагают сформированность других, тесно связанных с ней качеств личности.
Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.
- Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
- Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
- Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.
Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.